Личный кабинет
Как управлять командой в условиях быстро меняющегося рынка

Как управлять командой в условиях быстро меняющегося рынка

Личный опыт эксперта и преподавателя РШУ. Алексей Алейник делится советами, как управлять командой и приходить к выдающимся результатам.
148

В последние годы рынок меняется быстрее, чем когда-либо: новые технологии, нестабильная экономика и рост конкуренции требуют от компаний гибкости и быстрой адаптации. Руководителям становится сложнее удерживать команду в фокусе, мотивировать сотрудников и добиваться результатов. Разбираемся, как лидерам учиться уверенно управлять командой в условиях турбулентности и превращать вызовы в новые возможности для бизнеса.

Содержание:

Каково быть современным руководителем

Что происходит с управлением сегодня

Современный управленец: личный опыт 

 — Как управлять командой: три совета

Управление — это навык, который можно развивать

Где учиться управлению

 — Что дает это обучение бизнесу

Каково быть современным руководителем

Основной вызов для любого управленца современности – это дефицит управленческого навыка. Руководители сегодня разрываются на части от количества горящих задач, которые нужно решить здесь и сейчас. Нестабильная геополитическая ситуация, серьезная волатильность в макроэкономических показателях, постоянная необходимость в адаптации бизнес-модели, корректировки в операционку, стратегические изменения и, в конце концов — зумеры, которые приходят к нам в штат.

К счастью для руководителей — все это решаемо. Задач меньше никогда не станет, это стабильная рабочая обстановка и наша ежедневная реальность. А вот то, как эти задачи решаются — целое ремесло. И будет ошибкой полагаться только на свой лидерский навык и управленческий талант. Как сказала Алиса Фрейндлих: «Любому актеру нужно освоить ремесло, чтобы раскрыть свой талант». То же самое касается руководства компанией. Только овладев в совершенстве управленческим ремеслом, с точным пониманием инструментов и умением применить их в нужной ситуации, можно говорить о качественном управлении компанией и персоналом.

Что происходит с управлением сегодня

За последние несколько лет бизнес в России оказался в условиях непрерывной турбулентности и высокой неопределенности. Рост инфляции, колебания спроса, логистические сбои и изменения в законодательстве — всё это создаёт дополнительное давление на компании и их руководителей. По оценкам экспертов, в условиях турбулентности компании могут терять до 40% прибыли, если те не способны оперативно реагировать на ситуацию.

Тревожным фактором остаётся кадровая уязвимость и нехватка трудовых ресурсов. Для управленцев такая ситуация означает, что стандартные подходы к работе с персоналом уже не работают. Так, современным руководителям приходится учитывать в своей работе следующие пункты:

  • удерживать ключевых сотрудников и создавать для них условия развития, чтобы снизить риск потерь;

  • выстраивать межпоколенческое взаимодействие: сочетать опыт старших специалистов с энергией и цифровыми компетенциями молодежи;

  • инвестировать в обучение и переквалификацию — восполнять нехватку специалистов внутри компании, а не надеяться «закрыть» потребность наймом;

  • гибко управлять нагрузкой и развивать культуру делегирования, поскольку доступных ресурсов становится меньше, а объем задач не снижается;

  • работать с мотивацией не только через деньги, но и через нематериальные факторы: гибкость, вовлеченность, возможности роста.

Именно поэтому компании сегодня нуждаются в управленцах, которые умеют адаптироваться к кадровому дефициту, удерживать таланты и развивать сотрудников в условиях ограниченных ресурсов.

Современный управленец: личный опыт 

Мы видим, что сегодня на рынке нет места консервативному управленцу — человеку, который не способен адаптировать свои методы под запросы современной бизнес-среды. Один из вызовов – это управление командами, полностью собранными из поколения Z. Они не будут работать за невероятно крутую идею, потому что умеют ценить свое пространство и жизнь вокруг, и с этим нужно учиться работать именно нам. 

Мой опыт говорит о том, что невозможно завоевать сердца сотрудников этого поколения, если не стать для них авторитетом. Свою авторитетность мне удалось заслужить тем, что я знал управленческие инструменты, и не просто применял их, а начал делиться ими и предложил адаптировать под нашу работу некоторые методы. Так в совместном творчестве и рождается синтез ремесла и таланта. 

Например, мы внедрили еженедельные собрания, на которые коллеги приходили с удовольствием, адаптировали SCRUM под свои нужды и создали целую серию небольших традиций внутри коллектива. Мне, как руководителю, необходимо было не только управлять, но и показывать результаты своей работы, делиться методами достижения результата, и, самое главное, защищать команду зумеров от консервативного руководства. 

Стандартный метод «кнута и пряника» тут не работает. И чем скуднее инструментарий руководителя, тем меньше шансов качественно управлять молодыми талантливыми специалистами.

Работали мы в сфере легкой промышленности, я собрал команду e-commerce целиком из молодых спецов, которых сам доучивал каким-то моментам. Мне потребовался год, чтобы понять то, что изложено выше. Но самое крутое то, что если вы становитесь действительно руководителем для них, то за вами, за вашей идеей и за вашим вектором они готовы идти на край света. 

Очень важный навык тут — подготовка и проведение совещаний. Больше недостаточно сказать, как надо. Ты должен, как руководитель, сделать так, чтобы твое «как надо» изобрели прямо на совещании твои сотрудники. Тогда они верят в эту идею даже больше тебя, а ты просто направляешь их в правильную сторону.

Как управлять командой: три совета

Делюсь инструментами, которые помогают мне управлять командой и достигать целей:

Целеполагание

Система OKR уже неоднократно выручала меня, когда необходимо было поставить цели. Один из вызовов сегодня — сотрудники не хотят ставить себе задачи самостоятельно. Более того, многие из них не знают, зачем и как.

При обсуждении общих целей по заранее готовой методике степень прозрачности возрастает просто до невероятных масштабов. Например, у нас в офисе стоял флипчарт с задачами по OKR на год. Когда есть понимание, зачем работать, появляются и методы «как» и какими способами достигать целей.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

Эмпатия и поддержка команды

Безусловно, задач много, и не все они логичны и своевременны. Сегодня эмпатия к подчиненным или навык психологического обмена себя на них (то есть поставить себя на место своего сотрудника и посмотреть на ситуацию его глазами) — это, безусловно, один из главных навыков руководителя.

Чтобы сказать человеку, что нужно делать и как, вы должны учитывать все факторы сопротивления, которые присутствуют в голове у персонала. И это не плохо: здесь нет простого «я так сказал». В этой коварной фразе заключены последствия в виде самых глупых ошибок. Так что сегодняшний частый вопрос персонала: «а зачем я это буду делать?» очень развивает вас как руководителей и управленцев. 

Профилактика собственного выгорания

Все описанное выше круто и хорошо, только если у тебя самого есть на это ресурс. Если ты сам выгорел, то никакие компетенции твоей команды не спасут горящий проект, даже при феноменальном уровне делегирования.

Управление — это навык, который можно развивать

Управление — это не врожденный талант, а навык, который можно и нужно развивать. Для бизнеса такой руководитель становится стратегическим активом: он умеет выстраивать процессы так, чтобы команда работала слаженно даже в условиях неопределенности. Такой лидер быстрее реагирует на изменения рынка, перестраивает приоритеты и сохраняет фокус на главном — результатах компании. Системный подход позволяет ему распределять ресурсы рационально, видеть ситуацию широко и снижать риски. А умение мотивировать и вовлекать сотрудников помогает удерживать ключевых специалистов, повышать их продуктивность и формировать культуру ответственности и бизнес-мышления.

Все эти качества формируются через практику и обучение. Освоив их, вы сможете превращать изменения не в угрозу, а в ресурс для роста бизнеса. И в итоге бизнес получает команду, которая не просто выполняет задачи, а двигается вперед даже в сложные времена.

Где учиться управлению

Один из способов прокачать себя в этой сфере — курс РШУ «Развитие управленческих навыков». Во время учебы студенты получают практические знания, которые сразу же могут применять на практике: учатся анализировать бизнес-модели, осваивают инструменты для визуализации планов и выявления проблем в рабочих процессах, и осваивают системный подход к управлению и планированию. 

Большая часть обучения — практика, разбор кейсов и инструментов. Среди них: проработка кейсов делегирования полномочий и выбора мотивационных подходов, разбор рабочих ситуаций с применением практических инструментов, а также работа с командой и личной эффективностью. 

Что дает это обучение бизнесу 

Обучение управленцев напрямую отражается на бизнес-результатах. После внедрения новых управленческих практик компании фиксируют рост продуктивности команд, снижение текучести кадров, ускорение реализации проектов и повышение финансовых показателей. 

Один из основных показателей который растет, но про который все вспоминают в последнюю очередь – лояльность сотрудников. Лояльность и следование за лидером дает возможность выполнить невыполнимое, а значит создать все условия для получения дополнительной выручки в компанию. Выручка и репутация компании начинается с лояльности сотрудников к своему руководителю. А стать таким руководителем можно только, если освоишь ремесло управленца.А еще, развитие лидеров становится источником «роста изнутри»: вместо того чтобы тратить ресурсы на поиск новых людей или внешние инвестиции, бизнес раскрывает потенциал собственных сотрудников. Это особенно важно в условиях дефицита кадров и нестабильного рынка. Стратегическая ценность такого обучения в том, что компания получает не разовое улучшение, а долгосрочное конкурентное преимущество — устойчивую управленческую систему, которая помогает адаптироваться к изменениям и опережать конкурентов.
Больше интересного
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!